У нас часто бывают проблемы в отношениях с детьми.
Мы раздражаемся, злимся, порой кричим и наказываем их, за то, что они не хотят делать того, что хотим мы.
Сначала они не убирают игрушки, разбросав их по всей комнате, потом не убирают постель и разбрасывают свои вещи, или они не хотят делать уроки, зависая в компьютере.
Мы оправдываемся: «Как же не кричать? Объясняешь 100 раз, что надо убирать, что надоел этот бардак, что и без того полно дел: работа, уборка, стирка, готовка и пр., но это не действует. А накричишь – так убрал всё.»
Вопрос в том, надолго ли убрал? Нет, завтра будет тоже самое.
Почему?
Заглянем в самое детство.
Наказывая ребенка за разбитую чашку, за испачканную одежду или порванные штаны, – мы не задумываемся о том, что он хотел быть как мама и помочь маме накрыть на стол, или походить на папу и помочь ему починить забор. Или о том, что он просто исследовал этот мир, и даже не заметил, за какой сучок зацепился, и где упал.
Вспомните, как мы реагируем, когда дети играют, будь то дома или на улице? Если не помните, понаблюдайте за собой и другими родителями, гуляющими с детьми. Сколько родителей спокойно реагируют на падения своих малышей, на то, что они все берут с земли, все пробуют на зуб?
Я, проходя мимо детской площадки, слышу со всех сторон раздраженные возгласы мамочек:
- опять упал, что ты под ноги не смотришь, ушибся – вставай и не реви?
- не лезь туда, штаны порвешь!
- не трогай листики, они грязные!
- не подходи к собаке – она тебя укусит!
- не давай ему игрушку – он её сломает!
- не садись — испачкаешься!
- не стучи машинкой – ты её сломаешь!
- не подходи к ребятам – они большие, они тебя обидят!
И это далеко не полный список «пугалок». Да, именно ПУГАЛОК! C самого раннего детства детей начинают запугивать, что мир злой, опасный и жестокий. И за любой его шаг — опасность, за любой шаг – ребенка ждет наказание. Причем, если не от мира, то от родителей.
Он делает вывод, что надо сидеть тихо, так безопасней. И эта программа, закладываясь в раннем детстве, определяет всю его дальнейшую жизнь.
Упав, ребенок не почувствовал ни боли ни испуга. Он вовсе не собирался плакать, но увидев испуганные глаза подлетевшей мамы, услышав её испуганный голос – он принял её испуг, он поверил ей – ведь мама не может обманывать, и только поэтому заплакал.
Мы запрещаем детям познавать мир – а потом удивляемся — почему им ничего не интересно?
И как в таком случае, ответьте пожалуйста, ребенку развиваться. Родителям некогда с ним заниматься – работа, домашние дела, телевизор, интернет.
Книжки детям никто не читает, а потом удивляемся – почему дети читать не хотят?
Как часто мы хвалим своих детей?
Ваш сын помыл посуду, забрызгав водой всю кухню. Или дочь помыла полы в первый раз, оставив на полу полведра воды. Что вы сначала сказали – молодец, как ты здорово мне помог, или что ты тут устроил? Одна сказанная нами фраза типа – «Иди отсюда – помЕшник! Мне теперь после тебя полдня убирать надо» могла навсегда отбить желание помогать и вообще что-то делать. Ребенок движимый желанием быть похожим на родителей, начинает делать то что делают они, а ему говорят, что он неумеха, не способен ни на что. Вместо того, чтобы похвалить, поблагодарить и показать как лучше сделать, что бы было совсем хорошо, вместе домыть полы, его прогнали стали переделывать.
А ребенок очень любит своих родителей. Он не хочет доставлять им лишних хлопот. Поэтому больше так делать не будет. А поскольку как делать, ему не показали, то он не будет делать никак.
А лет через 5-7 мы смотрим и удивляемся – Откуда в нём это нежелание что-то делать?
Осознавайте свои действия, свои слова и поступки.
Смотрите на себя, на свое поведение – именно от него зависит поведение вашего ребенка.
Уважайте в нём личность, даже если ему 1 день от роду! Относитесь к нему как к личности,
Умейте слушать. Но об этом, в следующей статье.